АДМИНИСТРАЦИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ярославль
Об областной целевой
программе «Трезвое
поколение» на 2006— 2007 ГОДЫ

В соответствии с законами Ярославской области от 5 мая 1999 г. № 6-з «Об основных гарантиях прав ребенка в Ярославской области», от 30 июня 2003 г. № 31-з «О закупках (поставках) продукции для государственных нужд Ярославской области» и в целях формирования сознательного отказа от употребления алкоголя, табака у детей, подростков и молодежи Ярославской области
ПОСТАНОВЛЯЮ:

  1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу «Трезвое поколение» на 2005-2007 годы и считать ее составной частью стратегии со­циально-экономического развития Ярославской области.
  2. Департаменту экономического развития, инвестиций и международ­ного сотрудничества Администрации области (Каберник Е.И.) ежегодно в течение периода действия Программы включать ее в установленном порядке в проект перечня областных целевых программ с учетом возможностей обла­стного бюджета.
  3. Департаменту образования Администрации области (Степанова ТА):
    1. Внести предложения при уточнении областного бюджета на 2006 год но разделу «Образование» о выделении дополнительных средств на реализацию Программы.
    2. При формировании областного бюджета на 2007 год предусмот­реть расходы но разделу «Образование», подразделу «Другие вопросы в об­ласти образования» на реализацию Программы.
  4. Контроль за исполнением постановления возложить па вице- губернатора области Скороходову И.И.

Губернатор области                                                     А.И.Лисицын


УТВЕРЖДЕНА постановлением Администрации области
от 16.01.2006 № 13
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ТРЕЗВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» НА 2006-2007 ГОДЫ


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование Программы

областная целевая программа «Трезвое поколение» на 2006-2007 годы (далее - Программа)

Основание разработки Программы

Закон Ярославской области от 5 мая 1999 г. № 6-з «Об основных гарантиях прав ребенка в Ярослав­ской области»

Государственный заказчик Программы

Администрация Ярославской области в лице де­партамента образования Администрации области

Основной разработчик Программы

департамент образования Администрации области

Основная цель Программы

формирование сознательного отказа от употребле­ния алкоголя, табака у детей, подростков и моло­дежи Ярославской области

Основные задачи Программы

  1. снижение уровня потребления алкоголя, табака детьми, подростками и молодежью Яро­славской области;
  2. снижение негативных социальных по­следствий, обусловленных алкоголизацией детей, молодежи и подростков;
  3. формирование у детей, подростков и мо­лодежи Ярославской области установки на здоро­вый образ жизни;
  4. создание у детей, подростков и молодежи Ярославской области психологической устойчиво­сти к воздействию информации, рекламирующей употребление алкоголя, табака

Основные мероприятия и этапы реализации Программы

  1. разработка дополнительной образователь­ной программы «За здоровый образ жизни» для обучающихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений, учреждений начального профессио­нального образования, среднего профессионально­го образования и учебно-методических комплексов для её реализации - 2006 г.;
  2. экспертиза дополнительной образователь­ной программы «За здоровый образ жизни» для обучающихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений, учреждений начального профессио­нального образования, среднего профессионально­го образования и учебно-методических комплексов для её реализации - 2 полугодие 2006 г.;

 

 

  1. апробация учебно-методических комплексов «За здоровый образ жизни» - 2 полугодие 2006 г.;
  2. издание учеб но-методических комплексов «За здоровый образ жизни», приобретение учеб­ных пособий и информационных материалов - 2006-2007 гг.;
  3. подготовка специалистов для реализации дополнительной образовательной программы «За здоровый образ жизни» - IV кв. 2006 г. - 2007 г.;
  4. реализация дополнительной образователь­ной программы «За здоровый образ жизни» в об­разовательных учреждениях области - 2007 г.

Перечень разделов Программы

  1. Содержание проблемы и обоснование необходи­мости ее решения программными методами
  2. Основные цели и задачи Программы Ш. Сроки и этапы реализации Программы
    1. Оценка социально-экономической эффектив­ности реализации Профаммы
    2. Порядок контроля за ходом реализации Про­граммы
    3. Общая потребность в ресурсах
    4. Перечень мероприятий Программы и объемы их финансирования

Общая стоимость Программы

5000 тыс.рублей, в том числе:
средства областного бюджета - 5000 тыс.рублей, в
том числе:

  1. г. - 2600 тыс. рублей;
  2. г. - 2400 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

  1. снижение уровня потребления алкоголя, та­бака детьми, подростками и молодежью Ярослав­ской области;
  2. снижение негативных социальных послед­ствий, обусловленных алкоголизацией детей, под­ростков и молодежи

Ответственные лица для контактов
J3J7

первый заместитель директора департамента обра­зования Администрации области Груздев М.В., т.72-83-33;
депутат Государственной Думы Ярославской об­ласти Губочкин П.И., т.30-48-68

Куратор Программы

вице-губернатор области Скороходова И.И., т.72-83-61


I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

В последние годы в Российской Федерации в целом и в Ярославской области в частности отмечается значительный рост потребления психоактив­ных веществ среди детей, подростков и молодежи. Только официально в 2002 г. было зарегистрировано 98 114 несовершеннолетних, злоупотреб­ляющих алкоголем и табаком. Из них 60 процентов составляют подростки, имеющие алкогольные проблемы, 40 процентов - с проблемами наркотиче­ской и токсической зависимости. Наблюдается отчетливая тенденция к уве­личению распространения табакокурения среди молодежи и более раннему началу регулярного курения. В старших классах курят 50 процентов мальчи­ков и 40 процентов девочек. По данным Роспотребнадзора, распространение табакокурения в России одно из самых высоких в мире. 42 процента случаев преждевременной смерти мужчин в возрасте 35-69 лет связано с курением.
По ряду показателей ситуация в Ярославской области хуже чем в Цен­тральном федеральном округе и в целом но Российской Федерации. Число больных с алкогольными психозами в Ярославской области больше на 82 процента, чем в среднем по Центральному федеральному округу. Число больных с алкогольными психозами, установленными впервые в жизни, в 2002 г. на 64 процента, а в 2003 г. на 36 процентов было выше среднероссий­ского показателя (данные Национального научного центра наркологии Ми­нистерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации за 2004 г.).
Особую тревогу вызывает резкий рост популярности у детей и моло­дежи употребления психоактивных веществ, в том числе алкоголя, пива. Ко­личество подростков, употребляющих психоактивные вещества, прогрессирует с каждым годом. По данным социологических исследований, проведен­ных в г.Ярославле, 85 процентов подростков в возрасте 15-16 лет уже упот­ребляют алкоголь, причем первое место принадлежит пиву, 60 процентов подростков начали его пить с 13 лет. Возникли такие явления как пивной ал­коголизм, подростковый алкоголизм и даже детский алкоголизм.
Важным фактором, способствующим увеличению масштабов потреб­ления алкоголя, табака и других психоактивных веществ, является придание им в молодежной среде статуса субкультуры. Алкоголь, сигареты, наркоти­ческие средства и психоактивные вещества становятся непременным атрибу­том вечеринок, дискотек, концертов модных молодежных групп.
Следствием высокой алкоголизации населения и распространенности табакокурения является очень низкая средняя продолжительность жизни мужчин, которая составляет 56 лет. По этому показателю Ярославская об­ласть занимает последнее место в Центральном федеральном округе.
Анализ психологической, педагогической, медицинской литературы по проблеме злоупотребления психоактивными веществами детьми и подрост­ками позволил выявить недостатки, существующие в теории и практике об­щественного противостояния угрозе здоровью нации.
Во-первых, существует противоречие между реальной опасностью на­растающего процесса алкоголизации в обществе и недостаточной готовно­стью общеобразовательных институтов скоординировать свою деятельность, направленную на противостояние этому процессу.
Во-вторых, имеет место недостаточная эффективность традиционных способов воздействия на подростков при быстром росте числа злоупотреб­ляющих психоактивными веществами.
В-третьих, изолированные попытки педагогов, психологов, медиков противодействовать алкоголизации подростков не обеспечивают целена­правленного и скоординированного взаимодействия в этом направлении.
На разрешение данных противоречий и направлены меры, предусмот­ренные программой «Трезвое поколение».

II. Основные цели и задачи Программы

Главной целью Программы является формирование сознательного от­каза от употребления алкоголя, табака у детей, подростков и молодежи Яро­славской области.
Программа направлена на решение следующих задач:

  1. снижение уровня потребления алкоголя, табака детьми, подростками и молодежью Ярославской области;
  2. снижение негативных социальных последствий, обусловленных ал­коголизацией детей, подростков и молодежи;
  3. формирование у детей, подростков и молодежи Ярославской области установки на трезвый, здоровый образ жизни;
  4. создание у детей, подростков и молодежи Ярославской области пси­хологической устойчивости к воздействию информации, рекламирующей употребление алкоголя, табака.

III. Сроки и этапы реализации Программы

Мероприятия Программы реализуются в течение 2006 - 2007 годов.


IV. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы

Разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений области дополнительной образовательной программы «За здоровый образ жизни» позволит:

  1. препятствовать развитию негативных явлений в подростковой среде;
  2. способствовать снижению уровня потребления алкоголя, табака деть­ми, подростками и молодежью Ярославской области;
  3. обеспечить высококвалифицированное педагогическое сопровожде­ние данного направления работы.

V. Порядок контроля за ходом реализации Программы

Контроль за исполнением Программы осуществляют департамент об­разования Администрации области и управление по социальной политике Администрации области.
Проверка целевого использования средств областного бюджета, выде­ленных на реализацию Программы, осуществляется в соответствии с дейст­вующим законодательством.

VI. Общая потребность в ресурсах


Наименование ресурсов Единица измерения Потребность, тыс.руб.
всего в том числе по годам
2006 2007
Материально- технические ресурсы: - - - -
Трудовые ресурсы - - - -
Финансовые ресурсы: тыс. руб. 5000 2600 2400
- областной бюджет тыс. руб. 5000 2600 2400
внебюджетные источники - - - -

VII. Перечень мероприятий Программы и объемы их финансирования


№ п/п

Наименование мероприятия (в установленном порядке)

Исполнители (в установ­ленном по­рядке)

Источник финансирова­ния

Срок исполне­ния

Сумма финансирования
по годам в тыс. руб. (в установленном поряд ке)

2006

2007

1

2

3

4

5

6

7

1.

Разработка дополнительной образова­тельной программы «За здоровый образ жизни» для обучающихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений, учреждений НПО, СПО и учебно - методических комплексов для её реали­зации

ДО

областной бюджет

2006 г.

525

 

2.

Экспертиза дополнительной образова­тельной программы «За здоровый образ жизни» для обучающихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений, учреждений НПО, СПО и учебно- методических комплексов для её реали­зации

до

областной бюджет

2 полугодие 2006 г.

75

 

3.

Апробация учебно-методических ком­плексов «За здоровый образ жизни» в образовательных учреждениях области

ДО муниципаль­ные образова­ния области ОУ

областной бюджет

2 полугодие 2006 г.

500

 

S


1

2

3

4

5

6

7

4.

Издание учебно-методических комплек­сов «За здоровый образ жизни», приоб­ретение учебных пособий и информаци­онных материалов

ДО

областной бюджет

2006 г.

1200

 

5.

Подготовка специалистов для реализа­ции дополнительной образовательной программы «За здоровый образ жизни»

ДО

областной бюджет

2 полугодие 2006 г., 2007 г.

300

300

6.

Реализация дополнительной образова­тельной программы «За здоровый образ жизни» в образовательных учреждениях области

ДО
муниципаль­ные образова­ния области ОУ

областной бюджет

2007 г.

 

2100

 

ИТОГО по годам

 

 

 

2600

2400

 

ВСЕГО

 

 

 

5000

Используемые сокращения: ДО - департамент образования Администрации области ОУ — образовательные учреждения НПО - начальное профессиональное образование СПО - среднее профессиональное образование